ГНЕЗДО – блог о дизайне интерьеров
Чтение

Как стать дизайнером. Тезисы лекции Людвига Бы...

Как стать дизайнером. Тезисы лекции Людвига Быстроновского «Дизайн+1» в трёх частях

Людвиг Быстроновский Дизайнер и преподаватель

Тезисы лекции Людвига Быстроновского «Дизайн+1» — Как стать дизайнером

Часть 1 «Дизайнер, делай тысячу мелочей и учись каждую делать хорошо».

Часть 2 «В дизайне должен быть изюм».

Часть 3 «Два коня дизайнера: жизнеспособность и крутость в одной упряжке».

Людвиг Быстроновский Дизайнер и преподаватель

Людвиг Быстроновский.
Дизайнер и преподаватель

«Время от времени мне снится один и тот же сон, в котором есть и всадники, и бескрайняя степь, и горы на горизонте. Потом я просыпаюсь и еду на работу».

 

 

Часть первая.

Очень много дизайнеров смотрят на чужие работы и не понимают, как бы им самим сделать не хуже. Я знаю дизайнеров, которые не могут оценить, правильно ли то, что они делают или неправильно. Внутри них всегда есть сомнения. Бороться с этим можно. Ответ на этот вопрос – сумма навыков.

Что такое сумма навыков?

Если вы посмотрите, как выполняет упражнение классный спортсмен, то вы увидите, что в каждый момент он всё делает хорошо. Он хорошо разбежался, хорошо оттолкнулся, правильно подпрыгнул, хорошо летит в фазе полета, прекрасно и правильно приземляется на землю.

Если посмотреть на каждую секунду того что делает классный спортсмен – это всё сделано грамотно, и это приводит к отличному результату. Вы можете отточить каждый из элементов в отдельности, и из вас не получится слабого спортсмена.

Поэтому, когда дизайнер задается вопросом: «Что мне нужно сделать, чтобы стать хорошим дизайнером?». Ответ прост: «Делай тысячу мелочей, и учись каждую делать хорошо».

Чтобы стать хорошим дизайнером, делай тысячу мелочей и учись каждую делать хорошо.

Дизайнер всегда стремится к тому, чтобы его работа была идеальна. Если работа хоть в каком-то параметре не идеальна – значит всё пропало. Это не правильно.

Вы можете в конкретной, текущей работе, отточить какую-то одну деталь. У вас может не получиться, в этой работе, сделать всё до мелочей великолепно. Сосредоточьтесь на тех вещах, где у вас пробелы.

Не умеете правильно рисовать меню? Вам судьба дала проект, где вы можете научиться его делать. Не умеете программировать – поучитесь программировать. Не нужно пытаться в один проект всунуть все вызовы для себя.

Если вы будете день за днем, год за годом, планомерно разбираться со своими пробелами – то рано или поздно вы их перещёлкаете все.

Кто такие дизайнеры?

Дизайнеры это не люди, обладающие какой-то мифической аурой и терминологией. Это ребята, которые решают задачи, и получают от этого удовольствие. Именно поэтому среди инженеров много дизайнеров, а среди дизайнеров много программистов. Но на пути дизайнера, помимо основных задач, появляются подводные камни, которые возникают из ниоткуда и создаются не им самим.

Стали дизайнером. Что дальше?

Изучайте аспекты внедрения дизайна в жизнь. Люди, которые пришли в дизайн из фотошопа, и кроме рисования скринов ничего не могут, и не представляют как будет работать конечный продукт, и какие технологии есть в арсенале – обречены на провал.

Почувствуйте себя в шкуре заказчика, закажите дизайн у коллеги, научитесь принимать решения. Люди, которые делают ремонт, и те кто принимают работу – мыслят по разному. Если вы всегда будете делать ремонт, и никогда не принимать – непонимание между вами только возрастёт. Почувствуйте себя на месте конечного потребителя.

Если вам нужно сделать упаковку для кетчупа, а вы не знаете, какие бывают упаковки – не лезьте в гугл. Сходите в супермаркет и купите самые разные виды упаковок. Поисковики никогда не дадут вам полное представление о конечном виде продукта.

Очень часто заказчики приносят не задачу, которую нужно решать, а решение. Они говорят: «Сделайте вот так». Ставьте вопросы, докапывайтесь до сути. Наверняка у вас больше опыта чем у клиента, и вам будет что посоветовать и чем дополнить техническое задание.

Научитесь отбирать правильные решения. Вы можете генерировать их сколько угодно, но итоговое решение должно быть жизнеспособным. Тестируйте решение всеми способами перед демонстрацией клиенту и реализацией.

Советы от дизайнеров студии

Имея перед глазами качественную работу дизайнера, важно понимать из чего состоит это качество.

Успешный дизайнер должен обладать, прежде всего, техническими навыками (знание рабочего софта, умение рисовать от руки), а также, теоретической частью. Просто умение рисовать бесполезно, если вы не знаете как может складываться коробка конфет, которую вы рисуете.

Также бесполезна одна лишь теория, если вы не в силах отобразить идеи на листе бумаги и в графическом редакторе.

Если у вас ни одна из двух составляющих не является сильной, или же вы только думаете над тем чтобы стать дизайнером – вам помогут следующие советы.

Определитесь с нишей, в которой бы вы хотели работать. Дизайн многогранен. Дизайн веб-сайтов, дизайн полиграфии, разработка приложений, создание айдентики, верстка, типографика, создание шрифтов, материальный дизайн – всё это направления с которых вы можете начать свой путь. Если вы выбрали одно направление, это не означает что на остальном можно поставить крест. Но для начала, нужно научиться делать хорошо что-то конкретное. Ни один классный дизайнер интерфейсов не сверстает печатный каталог так, как это сделает опытный верстальщик. И ни один верстальщик не сможет разработать настолько удобный и привлекательный интерфейс, какой смог бы нарисовать опытный ux дизайнер.

Книги. Многое уже создано до вас. Чтобы не изобретать велосипед, и чтобы не смотреть на пустой лист часами, с надеждой, что внезапно вас посетит идея – воспользуйтесь знаниями, которые накопили ваши выдающиеся будущие коллеги. Создавая что-то новое, нужно опираться на уже имеющийся опыт, пусть и чужой. И никак иначе. Помимо книг, изучайте авторов известных работ, анализируйте их. Пытайтесь понять, почему именно эта работа лучше других, путем сравнения.

Глубокое изучение программ. Они понадобятся вам в работе, в зависимости от выбранной сферы. Adobe photoshop, illustrator, indesign, corel drow, 3d max, sketch 3 – всё это вам понадобиться в любом случае, но не сразу. Не записывайтесь на сомнительные видео-курсы в интернете. Сейчас любой, кто нарисовал пару макетов, уже записывает видео ролик и просит за это деньги. Лучше найдите курсы по рекомендациям и отзывам в вашем городе. Обучение в реальном времени, а не по видео, даст вам возможность сразу получать ответы на возникающие вопросы, получать практические задания и анализировать результаты выполнения. Никакие записи не заменят живое общение со специалистом, который, к тому же, будет проводить контроль качества выполнения поставленных перед вами задач.

Дизайн повсюду. Начните замечать удачные и неудачные решения, которые попадаются вам на пути (на улице, в офисе, сидя в автобусе и т. д.). Это касается рекламной продукции, предметов интерьера, промышленного дизайна. Анализируйте, какая задача стояла перед автором этого изделия (проекта, рекламы), и насколько эффективно он с ней справился. Постарайтесь дополнить, или наоборот, сократить содержимое объекта вашего исследования. Мыслите критично, но аргументированно. Не стоит критиковать всё, что вам попадается, любой критике находите обоснование. Мыслительный процесс – вот главный инструмент дизайнера. Никакой фотошоп, никакие навыки рисования не помогут вам, если вы не научитесь находить эффективные решения поставленных перед вами задач.

Навыки работы в графических редакторах, хоть и менее важная, но неотъемлемая составляющая квалификации дизайнера. В былые времена, над процессом печати одной книги трудились десятки типографов, инженеров, печатников, художников. Сейчас это делает машина. Чтобы нарисовать листовку, и размножить ее – понадобились бы недели. И тогда не было клавиатурного сочетания ctrl+z. Сегодня, на дизайн листовки у дизайнера может уйти меньше часа.

Время реализации. На реализацию проекта, у современного дизайнера должно уходить в разы меньше времени, чем на продумывание концепции, изучение аналогов, рисование набросков. Технологии значительно экономят нам время, и чем глубже вы знаете свой рабочий софт – тем лучше. Тем больше времени вам останется на синтез качественных идей.

Как стать графическим дизайнером. Портфолио дизайнера

Когда вы прочитали пару десятков книг, выучили программы, нарисовали пару десятков работ, показали их специалисту (не своей маме, подруге, соседу), получили одобрение – можете начинать собирать портфолио.

Не обязательно выкладывать в портфолио все работы. Лучше брать качеством, а не количеством. Пусть это будут пять достойных работ, вместо двадцати посредственных.

У каждого носителя информации есть целевая аудитория. Определитесь, для кого вы собираете портфолио, для клиентов или для фирмы, в которой вы хотите работать. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Обычный заказчик, как правило, не имеет устойчивых представлений о графическом дизайне. Он не имеет ни малейшего понятия, как должен выглядеть конечный продукт. Ему важна только картинка.

Если ваша целевая аудитория непосредственно клиенты – делайте упор на качественную визуализацию своих работ.

Подача проекта должна быть яркой, интересной, органичной, но не навязчивой. Сделайте всё возможное, чтобы зацепить взгляд, вызвать интерес у заказчика.

 

Другое дело, когда вы размещаете портфолио на биржах труда, или отправляете сотрудникам компании, в которую хотите устроиться. В этом случае, ваши работы будут смотреть профессионалы, возможно, одни из лучших в своей области. И их уже не зацепить красивыми картинками. Эти ребята знают что они ищут, они отбрасывают всё лишнее из ваших работ, и оставляют только идею и форму. Насколько ваша идея удачная? Насколько форма подходит для реализации конкретной идеи? Композиция, сочетания цветов – вот на что будут смотреть специалисты.

Одно дело нарисовать картинку – другое собрать всё воедино и заставить работать. Возможно, вы нарисовали пару скринов (или взяли их из интерната), а сами понятия не имеете что с ними нужно делать в дальнейшем.

Исходя из этого, возьмите за правило обосновывать свои решения несколькими тезисами. Напишите, почему вы именно так решили задачу, и как вы видите дальнейшую реализацию проекту.

Часть вторая

Как сделать хороший дизайн

Если говорить про то, как сделать хороший дизайн, как найти хорошую идею, как добиться жизнеспособности и реализации, то цель эта понятная, но она не одна, и она не даст правильный результат. Важно воспитать в себе машину по генерации хороших идей. Человека, который может отбирать, человека, который понимает — работает или нет. И на этом пути тогда совсем другие задачи.

Если задача как на войне умереть, но сделать ремонт любой ценой, тогда вполне вероятно, что после того как вы его сделаете вас ожидает смерть от истощения. А если задача постоянно делать хорошо, то вы можете в начале пути допускать какие-то ошибки, но самое главное — вы должны на них учиться.

В дизайне должен быть изюм.

Клиент vs Дизайнер

Клиент очень часто говорит, что очень хороша идея и жизнеспособная даже, получилась у конкурентов. Поэтому эти ваши дизайны, эскизы… Просто скопируйте и всё. Это работает. Это можно внедрить. И ваши амбиции кроме вас больше никого не волнуют. Поэтому краник свой прикройте, поменяйте цвет и пусть будет золотое на коричневом.

Но есть выход.

Ценность дизайна

Бизнес задача и ценность дизайна не совпадают, но время от времени могут идти параллельно.

Мы должны говорить людям (клиентам), что дизайн может быть лучше. Для нас это вызов. Да, мы можем пойти на поводу у клиента, но тогда его нужно немного устрашить.

Мы должны понимать, что дизайн, с которым мы спорим, конкурируем, он жизнеспособен, но и наш тоже. Для этого нужно приложить усилия. И мы можем это доказать. Если не сработает, тогда либо согласиться на копирование как у конкурентов, либо просто отвалиться с этого заказа.

 

Люди могут выбрать дизайн как у всех, как в СССР было — брали чужую машину и копировали, называя своим именем. Но можно сидеть и долго разрабатывать свою.

Эскиз не может просто так противостоять решению. Клиенту мы должны приносить не эскиз, а решение, от которого пахнет тем, что оно может быть внедрено.

Если мы будем мыслить критериями, что «зато это продаётся», люди в команде, которые любят решать задачи, уйдут. Они живут в иной вселенной. Им всё равно на те деньги, которые заработает ваша контора. Если у людей интересная задача они готовы получать меньше.

Изюм

В каждом проекте должен быть изюм. Этот изюм не обязательно кто-то должен принести вам. Мы можем сами его придумать у себя внутри. В каждом проекте должен быть вызов самому себе. Главное, чтобы было интересно и сложно. Тогда мы двигаем себя вперёд.

Те штуки, которые мы считаем открытием, как правильно остальные люди не оценят. Это для нас только важно. Но если у нас проект, который без важных нам вещей, то всё, привет, мы его уже слили.

Как стать дизайнером

Нам нужно воспитывать себя. Для этого нужно закладывать десятки, сотни маленьких задачек и они должны быть распределены по проектам.

Но это не значит, что в каждый проект, который мы делаем, нужно напихать максимум «фичей».

Если держать в голове, что наша задача сделать из себя дизайнера с заглавной буквы Д, «задизанить» дизайнера, то можно подождать до следующего проекта и не впихивать «невпихуемое», но зато свежее и новое. Имейте немножко терпения. У нас впереди идеальная работа. Ступенька за ступенькой, медленно, но верно.

Часть третья

Дизайн+1

Дизайн+1 и заключается в том, что мы, делая сейчас, уже делаем следующую работу. Мы уже знаем, как будем думать в следующем проекте, как будем ставить задачу, как будем общаться с заказчиком, чтобы не получилось как сейчас.

Два коня дизайнера: жизнеспособность и крутость в одной упряжке

Не обещай лишнего

Не нужно обещать лишнего. Нужно подвергать всё сомнению. Общаться с людьми, которые принимают решение.

Всё работает только на опыте. Когда он есть, мы можем живописать ужасы. А когда нет, то это всё сухо и не понятно. Поэтому если мы хотим быть натасканными в переговорах, то нет другого рецепта кроме как идти и участвовать. Если мы хотим делать дизайн, значит нам нужно делать дизайн. Всё, другого способа нет. Делать и учиться.

«Переделкины»

Нужно давать дизайнеру внедрять решение и смотреть на результат. Нужно тыкать дизайнера носом в статистику, в опросы, мнения людей со стороны. Будьте готовы переделывать!

Мы все знаем холодильники с неудобными ручками, машины с неудобными сидениями. Нужно сажать создателей в их дизайн, чтобы они чувствовали, что не так. Суть в том, чтобы дизайнер со своим дизайном столкнулся. Не попрощался с ним, а испытал на собственной шкуре.

Как выйти из тупика решения задачи

Мы машины из белка, углеводов, жира. Всё, что мы думаем — это вещи, которые получаются из нашего опыта и тела. По-другому это не работает. Магические озарения это химический продукт.

Чтобы скомпоновать впечатления иначе и получить какие-то другие решения нужно очень сильно расширить кругозор. Уход в себя, уход в зону дискомфорта, получение новых впечатлений, изменение среды обитания… Те решения и задачи к которым мы привыкли — не истинны. Могут быть и другие.

Не самое эстетически верное решение может быть жизнеспособным.

Ремонт «Провала». Чтобы не слишком проваливалось

Берём решение абсолютно жизнеспособное, но вам не интересное. Это провал.

Берём решение интересное вам, но никто не сможет его внедрить. Это провал.

Нужно решение, которое будет максимизировать и то, и другое. Как можно этого добиться? Только методом проб. Дети должны есть песок!

Любой дизайнер должен быть специалистом по тестированию дизайна. Отдельного специалиста быть не должно. Вы должны учиться сами. Проверяйте гипотезы. Имейте своё мнение. Но помните об аргументах. И готовьтесь удивиться после теста.

ничего нового

Дизайн должен качать!

Это всё уже было до меня

Если мы попросим две тысячи человек что-то придумать для мясокомбината, мы удивимся тому, сколько будет решений, которые основаны на одной и той же понятийной базе. Корова, бык, разделка тушек, рога, копыта…

Через пять минут смыслы и понятия закончатся.

Переживать на тему того, что сейчас вы придумали какое-то решение, а оно где-то когда-то уже было — это странно. Нужно просто качественно прорисовать. И получится не похоже. Только не копируйте. А думайте сами. Но шерстить интернет перед работой ни в коем случае нельзя.

Сколько логотипов сделаны в синем круге? Гигантское количество. Не берите близко к сердцу. Не парьтесь по поводу не встречаемости идеи. Мы всегда найдём что-то, что где-то повторяется. Ок, в 75 году в Чили было такое же решение. Что теперь делать? Все работают с одним и тем же смыслом. Все показывают примерно одно и то же. Единственный провал, который может вас ожидать, это если в то же самое время выйдет такой же дизайн продукта, как и у вас, но у мегапопулярной компании, например, у Apple. Но и тогда будет иметь значение только лишь у кого лучше. Поэтому нужно беспокоиться об одном: как решена задача и сделана ли она хорошо.

Помните и о том, что текстовый дизайн это важный дизайн. С помощью слов можно сделать очень много.

Если стало неинтересно

  • Увеличьте сложность. Например, поставьте себе задачу сделать проект за более короткий срок.
  • Пробуйте сделать его так, как вы еще никогда не делали.
  • Поменяйте инструмент.

Это вызов на ровном месте. Мы не меняем ничего кроме своего отношения и способу как мы это делаем.

Для начала нужно понимать, где мы провалились. Нужно думать, что в этот раз пошло не так, нужно понимать, что вы не виноваты, а делали, основываясь на том опыте, который у нас был.

Заключение

Что почитать по теме:

  1. «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» — Том Демарко и Тимоти Листер.
  2. «Веб-дизайн» — Дмитрий Кирсанов.
  3. «Проектирование веб-интерфейсов» — Билл Скотт, Тереза Нейл.
  4. «Логотип и фирменный стиль» — Дэвид Эйри.
  5. «Форма и хаос» — Пол Рэнд.
  6. «Новая типографика» — Ян Чихольд.

Чтобы получалось что-то делать, нужно просто делать. Ничто другое работать не будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Новые статьи

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: