Стиль шинуазри — ветвь стиля рококо, характерны чрезмерное показное богатство и экзотический декор. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль шинуазри. О нем и пойдет речь в статье: концепция и отличительные признаки, фото в интерьере, мнение профессиональных дизайнеров о тенденциях развития шинуазри в России.
Стиль шинуазри в интерьере
Стиль шинуазри и его концепция
Свободная энциклопедия «Википедия» подсказывает, что шинуазри или шинуазери (ударение на последний слог, так как это французское слово) дословно переводится как «китайщина». В этом стиле используют мотивы и стилистические приемы средневекового китайского искусства.
Как появился стиль шинуазри
В начале XVII века благодаря Ост-индской компании в Европу поплыли товары из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями покорили европейские сердца. Но такую красоту могли позволить себе только единицы — стоило крайне дорого. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера копировали китайские товары. Эту веху и называют рождением шинуазри в Европе.
Декоративная панель в китайском стиле
Шинуазри — европейский взгляд на китайский стиль
Шинуазри — фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют театральным и сказочным. На французском языке слова звучат увесистее. Но если перевести благозвучное слово «chinoiserie» на русский язык, то получим — «китайщину». Уже не так мило, не правда ли?
Чем шинуазри отличается от других стилей
Стиль шинуазри коренится в рококо, но авторский почерк прослеживается в шелковых обоях с насыщенным рисунком, бело-синем фарфоре, мебели с золотыми элементами и формой, напоминающей пагоду (буддийское, индуистское или даосcкое сооружение культового характера).
Шинуазри не стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Шинуазри это стилизация, представление европейцев о Востоке. Когда европейцы только начали «подделывать» китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы соседствовали с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами ютились тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали (!) мебель в «китайском стиле».
Интерьер спальни в стиле шинуазери
Идет волна
Вторая волна интереса к стилю шинуазри пришла в эпоху ар-деко — 20-х – 30-х гг. XX века. Это отразилось на росписи фарфора, форме плафонов и любви к интерьерным деталям, щедро украшенным золотом.
Китайские садовые табуреты прижились в квартирах городов. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты похожи на барабаны и смотрятся гармонично практически в любом современном интерьере.
Шинуазри в 2017 году
Шинуазри в 2017 году это тренд. И для создания подобного антуража нужно не так уж и много, буквально нескольких предметов. В фотогалерее представлены дизайнерские решения стиля шинуазри в интерьере.
Стиль шинуазри в интерьере (фото)
Шинуазери
Шинуазери — не невежественная имитация европейцами китайского искусства, а воплощение образа идеальной страны. Далекой, баснословно богатой, окутанной дымкой столетий, упрямо закрывающей двери для чужестранцев и впускающей лишь отдельных счастливцев.
На протяжении многих столетий китайское искусство вдохновляет европейцев. Россию познакомил с ним Петр I.
С начала XVIII века и по сей день в России оформляют интерьеры, строят здания, имитируют мебель и фарфор в китайском стиле. До сих пор популярны ширмы и светильники-фонарики. Опять в моде китайская чайная церемония с ее неотъемлемым атрибутом — фарфором. Но не смотря на такую широкую популярность, цельные ансамбли, в которых все от архитектурного решения до последней декоративно-прикладной мелочи решалось в едином стиле, создавались не часто.
Можно привести много примеров оформления интерьеров шинуазри в XVIII веке панелями разобранной мебели, особенно этим увлекались в Англии и Италии. В России это можно увидеть в «Китайском кабинете» в Петергофе. Пол выложен из разных пород мрамора и оникса. Его рисунок точно повторяет рисунок потолка.
Все стены, потолок, двери и оконные рамы расписаны. Композиция росписи на двух основных стенах была навеяна интерьером Королевского дворца в Турине. Центральные панно с двух сторон обрамляют по три композиции разных размеров и форм. Все они заключены в затейливую рокайльную лепнину, покрытую золотом и серебром. Боковые панно имитируют китайскую лаковую живопись. Много веков пленявшую европейцев.
Живописное оформление потолка объединило в себе европейскую реалистическую манеру и
китайскую декоративную. Кессанированная часть потолка составлена из 108 композиций с цветами, не одна из которых не повторяется. Огромное цветочное многообразие. Все они выполнены в реалистической манере.
В четверике расположены четыре горизонтальные композиции. Триумф императора и императрицы — идеализированный взгляд европейца на китайский сюжет. Они выполнены как имитация лаковой живописи с росписью по листовому золоту и серебру без применения цвета. Такую манеру в Китае применяла только в декоративно-прикладных изделиях. Шкатулках, веерах. Для монументальной живописи плоское графическое изображение является оригинальным решением.
Интерьер в шинуазри — достойный приемник стиля XVIII века и продолжение многовековых грез европейцев о сказочном Китае.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи